Как правильно отрегулировать сцепление, если оно буксует :: Autonews

  1. Признаки пробуксовки сцепления
  2. Причины пробуксовки
  3. Зачем нужна регулировка сцепления
  4. Регулировка сцепления — общие положения
  5. Регулировка педали
  6. Регулировка привода
  7. Обслуживание сцепления
  8. Частые вопросы
  9. Главное

Как понять, что сцепление буксует

Если коротко о теории, то сцепление — это узел, который передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. Когда сцепление начинает буксовать, связь между мотором и КПП ослабевает, а тяга на колесах падает. Понять, что сцепление работает неправильно, можно по ряду признаков:

  • изменилась точка срабатывания: например, сцепление подхватывает в конце хода педали;
  • потеря тяги на ходу: при нажатии на газ обороты растут, а скорость увеличивается медленно;
  • запах гари: при пробуксовке фрикционные накладки перегреваются и пахнут паленым;
  • затрудненный старт с места. Особенно заметно при подъеме в уклон;
  • передачи включаются с трудом или характерным рывком.

Почему буксует сцепление

Если сцепление начало проскальзывать, причина не обязательно в его износе. Часто виноваты и неправильная регулировка, и внешние факторы. Перечислим основные предпосылки.

  • Износ фрикционных накладок. Они истираются со временем, и контакт с маховиком ухудшается.
  • Попадание масла или грязи на диски. Смазка снижает трение, и сцепление проскальзывает.
  • Ослабленные или деформированные пружины (лепестки) корзины. Они перестают прижимать нажимной диск с нужным усилием.
  • Неправильная регулировка привода сцепления. Например, слишком большой свободный ход педали.
  • Перегрев. Типичная проблема новичков, часто «играющих» сцеплением.

С буксующим сцеплением автомобиль может внезапно потерять тягу на обгоне (Фото: Feruz Malik / Shutterstock / FOTODOM)

Зачем регулировать сцепление

Правильно выставленное сцепление — это не только комфортный старт, переключения и нормальная тяга, но и долговечность самого узла. Как уже отметили, пробуксовка и недовключение приводят к ряду негативных последствий.

  • Потеря нормального зацепа между фрикционным диском и корзиной. Машина плохо трогается и с трудом набирает скорость.
  • Слишком позднее или раннее включение — потеря привычной «точки зацепа» на педали. Соответственно, при старте трудно подобрать момент включения.
  • Повышенный износ диска и корзины. Например, при неправильной регулировке, когда привод (тросик) слишком растянут, нажимной диск постоянно подбуксовывает, греется и стирается.
  • Недовключение сцепления провоцирует увеличение расхода топлива и даже перегрев двигателя.

Как отрегулировать сцепление: инструкция

Регулировка всегда начинается с проверки свободного хода педали. Если он слишком большой, сцепление находится в небольшом зацепе даже при полностью выжатой педали и фрикционные накладки быстро стачиваются. Обратная ситуация: привод слишком зажат. Тогда при отпущенной педали диски не полностью прижимаются друг к другу и сцепление постоянно подбуксовывает.

Выставить сцепление можно самостоятельно, если под рукой есть базовые инструменты, руководство по ремонту и минимальный опыт работы руками. Что понадобится в большинстве случаев:

  • набор гаечных ключей, отверток и, возможно, головок;
  • линейка или штангенциркуль для измерения хода педали;
  • яма/эстакада для доступа к машине снизу.

Для облегчения доступа к узлу сцепления лучше всего воспользоваться ямой или эстакадой (Фото: Wachira W / Shutterstock / FOTODOM)

Как отрегулировать педаль сцепления

Ниже описан типичный алгоритм регулировки. Это не пошаговая инструкция — конкретную последовательность всегда нужно искать в руководстве по ремонту.

  • Найдите регулировочный болт (или гайку) на штоке педали.
  • Измерьте свободный ход педали в соответствии с Руководством (обычно это 30–40 мм).
  • Поверните болт: по часовой стрелке для уменьшения хода, против часовой — для увеличения.

Как отрегулировать привод сцепления

Как отрегулировать гидравлическое сцепление

Несмотря на автоподвод (автоматическую компенсацию износа) гидросцепления, ему также может потребоваться регулировка. Например, это будет необходимо в случае замены элементов на новые. Для регулировки на штоке главного цилиндра сцепления (ГЦС) обычно есть контргайка, а шток выполнен резьбовым и может менять длину.

  1. Проверьте уровень жидкости в бачке. Он должен быть между отметками «MIN» и «MAX».
  2. Осмотрите главный и рабочий цилиндры на предмет утечек.
  3. Проверьте свободный ход педали. Если он не соответствует норме (сверьтесь с руководством по ремонту), отрегулируйте длину штока ГЦС путем его вращения и закрепите контргайкой.
  4. Если регулировка не помогла и педаль осталась «ватной», прокачайте сцепление.
  5. После всех действий совершите пробную поездку. Педаль должна «схватывать» ровно и всегда в одном и том же месте хода — но не в самом конце и не в самом начале.

Как отрегулировать механическое сцепление

  1. Поставьте машину на эстакаду/яму и взведите стояночный тормоз.
  2. Проверьте трос сцепления: он не должен быть ослаблен. Но и состояние «струны» также недопустимо. В нейтральном положении педали трос должен быть просто в небольшом натяжении без провисаний.
  3. Отрегулируйте натяжение согласно руководству по ремонту. Для этого вращайте регулировочную гайку на конце троса.
  4. Проверьте ход педали: она должна возвращаться свободно — без скрипов, заеданий и рывков.
  5. Проверьте работу привода на ходу, аналогично описанному для гидравлического сцепления.

Во время движения нельзя держать ногу на педали сцепления. Даже небольшое случайное давление на педаль приведет к частичному размыканию и повышенному износу (Фото: Todja / Shutterstock / FOTODOM)

Обслуживание сцепления

Чтобы не приходилось часто регулировать сцепление и менять диск каждые пару лет, придерживайтесь простых правил.

  • Не держите ногу на сцеплении во время движения. Даже небольшое случайное давление на педаль приведет к частичному размыканию и повышенному износу.
  • Регулярно проверяйте уровень жидкости (для гидравлики).
  • Старайтесь не держать сцепление на грани пробуксовки дольше, чем нужно. Помните: лучше пусть машина дернется при более резком отпускании педали, чем диски будут буксовать и жечься.

Частые вопросы

Можно ли ездить с буксующим сцеплением?

Нет. Как минимум, это вредно для самого узла — фрикционный (нажимной) диск перегреется и быстро сгорит. Что не менее важно — с буксующим сцеплением автомобиль может внезапно потерять тягу на обгоне.

Что будет, если неправильно отрегулировать сцепление?

При отсутствии свободного хода педали возможно неполное включение — начнется износ, перегрев и частичная потеря тяги. При слишком большом ходе будет неполное выключение: передачи начнут включаться с трудом, а педаль станет «пустой».

Как понять, что сцепление настроено правильно?

Педаль должна двигаться плавно, а трогание происходить без рывков. Точка срабатывания не должна находиться в самом начале или в самом конце хода педали. Передачи должны включаться плавно. Машина должна уверенно стартовать даже на подъеме.

Главное о регулировке сцепления

  • Определить неисправность можно по запаху, потере тяги, тугому включению передач и изменению усилия на педали.
  • Основные причины пробуксовки — износ диска, его загрязнение (например, подтекающим с мотора маслом), ослабление/поломка лепестков корзины или неправильная регулировка привода.
  • Игнорирование проблемы ведет к перегреву и износу нажимного диска и корзины.
  • Регулировка привода доступна вне сервиса при наличии базового набора инструментов.
  • Гидравлический привод требует регулировки намного реже.
  • При правильной настройке и бережной эксплуатации сцепление служит 150–200 тыс. км.

Читайте также:

  • Сцепление автомобиля: как оно работает и почему ломается
  • Как правильно тормозить на механике: пошаговая инструкция для начинающих
  • Педали на механике: как расположены и как правильно на них нажимать

Авторы Теги Илья Калинчиков